Давайте что-то с этим делать

«Вайкунтха даси попросила разъяснить шокирующее утверждение Бхактивиноды Тхакура о том, что простое повторение материальных слогов Харе Кришна мантры еще не означает, что мы на самом деле произносим Святое Имя. «Что касается меня, то моя главная медитация во время повторения заключается в том, чтобы просто прочитать шестнадцать кругов. До того, как я услышала это высказывание, я думала, что даже плохая джапа приносит какое-то благо».

Похоже, что этот вопрос беспокоит многих. Конечно, даже плохое повторение приносит благо. Так утверждают шастры. Слова шастр не являются преувеличением. Даже шутливое или насмешливое произнесение Святого Имени приносит огромное благо; то же самое касается случайного произнесения слогов криш-на или ра-ма. Аджамила произносил имя Нараяны, не думая при этом о Нараяне, — он думал о своем сыне. И, тем не менее, он достиг результата: появились Вишнудуты и прогнали Ямадутов. Вишнудутов интересовало лишь одно: этот человек позвал их повелителя, Верховного Господа и потому больше не подлежит наказанию Ямараджи.

И все же мы не можем просто забыть о колком высказывании Бхактивиноды Тхакура. Хотя мы произносим лишь внешнюю форму Святого Имени, даже это благотворно для нас. Однако Само Святое Имя дарует произносящему Его любовь к Богу. Тот, кто испытывает любовь к Кришне, свободен от материальных привязанностей и, несомненно, цель его повторения не в том, чтобы «закончить» круги.

Одна из проблем заключается в том, что, даже понимая, что наше повторение не приводит к кришна-преме, мы продолжаем считать, что особенно ничего не потеряли. Мы предпочитаем сохранять уверенность в том, что Святое Имя достаточно могущественно и принесет нам благо, несмотря на наше плохое повторение. Мы склонны считать, что нам нет необходимости стремиться к достижению более высокого уровня. Может быть, мы думаем, что отсутствие желания плакать во время джапы- это проявление смирения? Ведь, в конце концов, мы же не хотим стать пракрита-сахаджиями, верно?

Нам необходим баланс в этом отношении. Поэтому мы должны быть счастливы, что у нас есть прибежище Святого Имени. Мы должны быть счастливы, что наша жизнь в корне изменилась. Мы должны быть благодарны духовному учителю, давшему нам Святое Имя, а также самому процессу повторения. По милости Святого Имени мы оставили греховную деятельность и избежали ада.

Однако это лишь одна сторона медали. Нам нужно также признать, что, пройдя лишь очень небольшое расстояние по пути обратно к Богу, мы остановились. Таково наше незавидное положение и нам необходимо с этим что-то делать.

Беритесь за дело! Представьте, что отбившаяся от стада корова зашла в ваш сад и принялась за ваши цветы и другие растения. А сейчас она собирается поглотить весь ваш урожай овощей! Если все это происходит у вас на глазах, вы не станете спокойно сидеть и наблюдать за происходящим, не так ли? Итак, время съедает вашу бесценную жизнь, а вы сидите и бездарно повторяете (я чуть было не сказал «жуете») внешнюю форму Святого Имени. Если так благотворна даже внешняя форма Святого Имени, почему бы не попытаться достичь внутренней?

Почему мы так глупы и безразличны? Давайте что-то с этим делать. Давайте соберемся и создадим группу поддержки джапы, как делают некоторые преданные, или начнем говорить о джапе в кругу семьи. Чем бы мы ни занимались, повторению необходимо отвести должное место».

Е.С. Сатсварупа дас Госвами, «Беседы о джапе»