Вопрос свободы воли

«Материальная энергия стыдится появляться перед Кришной. Поэтому тьма иллюзии майи не может коснуться преданных, следующих обету предания Кришне,  и постоянного пребывания в лучах Его солнца. К несчастью, чистая вера в преданных поначалу слаба, и они не всегда способны хранить свои обеты. В таких случаях даже в присутствии Кришны могучая ведьма желаний наслаждаться материальным миром и освободиться из материального рабства напускает свои колдовские чары на сердце преданного и препятствует блаженству его преданного служения.

Полностью осознавая это, Кришна дает силу Своим преданным через соответствующие наставления, которые помогают им устоять против соблазнов майи. Вдохновляемые Кришной, преданные очищают свои сердца, практикуя преданное служение, насыщенное преданием Ему. А со временем, когда проявится хотя бы легкий аромат чистой любви, привязанность к материальным наслаждениям навсегда покинет их.

Разумеется, то, что Кришна дарует милость, нельзя понимать как нарушение свободной воли преданных. Преданные сами выбирают направление, в котором они пойдут в духовной жизни — с помощью общения, которое они поддерживают. Если они предпочитают общаться с Кришной, то прогрессируют в чистом преданном служении и становятся достойными Его милости. Если они предпочитают общаться с майей, то деградируют до служения, совершаемого карми и гьяни. Сила сохранять общение с Кришной и сопротивляться соблазнам майи приходит из воспевания и слушания. Преданные, которые этим пренебрегают, неизбежно слабеют. В этом ослабленном состоянии, неспособные сопротивляться майе, они вновь оставляют служение Кришне.

Обретение милости Кришны и прогресс в преданном служении — это вопрос свободы воли, но чтобы сделать наверняка правильный выбор, все преданные, будь то неофиты, преданные среднего уровня или возвышенные преданные, не должны пренебрегать духовной практикой. Особенно это касается неофитов. С полной решимостью они должны быстро продвигаться к уровню зрелой преданности. На этом уровне они смогут наслаждаться расами любви и отвергнуть всякую альтернативу чистой преданности».

Е.С. Шрила Шиварама Свами, «Шуддха-бхакти-чинтамани»