Исцеление вкуса

«Живые существа падают со своего трансцендентного положения, когда заменяют Кришну, изначальный объект влечения (ви-шая), материальными объектами. Они думают, что будут больше наслаждаться в качестве повелителей материи, чем наслаждались в качестве слуг Кришны. Запутавшись под действием этой иллюзии, живые существа продолжают искать вечного блаженства, но никогда не достигают успеха. Временные радости, которые им перепадают, никогда не удовлетворят их, потому что чувственные и эмоциональные отношения по природе временны и имеют низшую природу.

Когда живое существо убеждается в бесполезности попыток наслаждаться материальными расами, оно пытается обуздать саму склонность к наслаждению. Тем не менее, чувства продолжают привлекаться объектами чувств: нос — ароматом, глаза —  объектами зрения и т.д. Эта тенденция настолько сильна, что ни ум, ни разум не могут ее остановить. Сколько религиозных и философских рецептов ни пытался бы применить человек, он не сможет вырваться из западни майи.

Чтобы судьба обусловленной души изменилась, она должна обрести вкус более привлекательный, чем чувственный или эмоциональный. Этот высший вкус появляется только тогда, когда объектом расы становится всепривлекающий Кришна, в отношениях с которым все обретает настоящий вкус. Таким образом, когда живое существо обращается к сознанию Кришны, оно может обуздать свои низшие наклонности к материальным расам благодаря тому наслаждению, которое обретает из высшей духовной расы. Кришна объяснил это Арджуне: вищайй винивартанте нирйхйраейа  дехинах раеа-варджам раео ‘пй аейа парам дрщтвй нивартате

«Даже воздерживаясь от материальных наслаждений, воплощенная в теле душа по-прежнему сохраняет вкус к ним. Но познав более возвышенный вкус, она утрачивает интерес к объектам чувств, доставляющим наслаждение, и утверждается в духовном сознании» («Бхагавад-гита как она есть», 2.59).

Надо отметить, что преданный не обретает этот высший вкус сразу, как только возрождает органически присущие ему отношения с Кришной. Напротив, высший вкус развивается благодаря постоянному связыванию чувств человека и их объектов с Кришной. Те же самые материальные компоненты, осознаваемые в связи с Кришной, становятся источником постепенного очищения. Когда очищение достигает полноты, все элементы расы проявляются в своем духовном величии, вызывая духовное блаженство. Нарада описал этот принцип исцеления Вьясе: «О добрая душа, разве не излечивает от болезни то, что является ее причиной, если применять это как лекарство?».

Этот процесс посвящения чувств и объектов чувств Кришне называется бхакти-йогой».

Е.С. Шрила Шиварама Свами, «Шуддха-бхакти-чинтамани»