Заблудшие слуги

«Честно говоря, все мы — неудачники. Можем мы это признать или не можем, способны мы вспомнить, что мы такого сделали, чтобы это случилось, или нет — так или иначе, нас отослали оттуда, где мы жили очень счастливо в обществе нашего лучшего друга. «Все мы разбрелись как овцы» (Книга Исайи, 53.6). Как говорит нам Господь Чайтанья, моля о милости:

«О, сын Нанды, я — Твой вечный слуга, но, так или иначе, я пал в этот ужасный океан невежества. Пожалуйста, вызволи меня отсюда и сделай пылинкой у Твоих лотосных стоп» («Шри Шикшаштака», 5).

Мы были слугами Кришны — возможно, близкими друзьями, старшими родственниками или возлюбленными. По той или иной глупой причине мы отвергли эту близость, чтобы начать жалкую борьбу за материальное существование. Но хоть мы и предпочли забыть Его, Он остается нашим доброжелателем, всегда готовым спасти и вернуть нас к Себе, как только мы искренне признаем нашу немощность, и со всем смирением будем молить Его о милости. Господь Чайтанья молит Кришну думать о Нем как о пылинке на лотосных стопах. Если это понять слишком буквально, то возникающий образ будет неточным. Господь Чайтанья не рекомендует нам сделаться имперсоналистами или демонами, подобными Шишупале, чтобы достичь саюджья-мукти, растворившись в теле Всевышнего Господа. Нет, стать пылинкой на лотосных стопах Кришны — это поэтическое выражение. Как стопы Кришны не являются буквально лотосами, а лишь подобны лотосам своей красотой и нежностью, так же и достижение лотосных стоп Кришны не означает буквально слиться с ними, а означает обращение к Кришне с полным смирением для восстановления любовной связи с Ним. Этот образ часто повторяется в молитвах преданных Кришны.

В своей «Шикшаштаке» Господь Чайтанья дает пример преданного, ожидающего, что Кришна поменяет его умонастроение на настроение заблудшего слуги — просто в ответ на искреннюю просьбу этого слуги. Одной такой совершенной молитвы было бы достаточно, чтобы вызвать проявление полной милости Кришны. Но как насчет тех из нас, кто еще не готов молиться совершенным образом, у кого еще нет необходимого для этого чистого смирения и сознания собственной немощности? Кришна по Своей безграничной доброте предоставил возможности и для нас: «О, Арджуна, завоеватель богатств, если же ты не можешь держать свой ум постоянно сосредоточенным на Мне, то следуй правилам и предписаниям бхакти-йоги. Так ты разовьешь в себе желание достичь Меня» («Бхагавад-гита как она есть», 12.9).

Регулируемое преданное служение, садхана-бхакти, начинается с двух фундаментальных видов деятельности — слушания о Кришне и Его прославления. То и другое рекомендовано как средство достижения успеха. Согласно царице Кунти: «О, Кришна, те, кто постоянно слушает и повторяет рассказы о Твоих трансцендентных деяниях, воспевает их или испытывает наслаждение, когда это делают другие, несомненно, созерцают Твои лотосные стопы, которые одни способны положить конец круговороту рождения и смерти» («Шримад-Бхагаватам», 1.8.36). Как объясняет Шрила Вишванатха Чакраварти в комментарии к этому стиху, благодаря уникальной привлекательности Кришны слушание о Нем и Его прославление приводят человека к полной одержимости Им, и, в конечном счете, к постоянному памятованию забытых любовных отношений с Господом».

Из предисловия к книге Е.С. Шрилы Шиварамы Свами, «Шуддха-бхакти-чинтамани»