Почему бриджабаси вдруг так сильно полюбили Кришну

«Махараджа Парикшит спросил Шукадеву Госвами, как случилось, что жители Вриндавана вдруг так сильно полюбили Кришну, хотя Он не был членом их семей. Махараджа Парикшит сказал: «Почему, когда настоящие пастушки отсутствовали, и Кришна принял их облик, родители мальчиков полюбили Его больше, чем собственных детей? И почему коровы больше полюбили телят, которые были воплощениями Кришны, чем своих собственных телят?»

Шукадева Госвами объяснил Махарадже Парикшиту, что каждое живое существо прежде всего привязано к своему «Я». Внешнее окружение: дом, семья, друзья, родина, общество, богатство и репутация — не столь важно для удовлетворения потребностей живого существа. Все это привлекает его только потому, что радует его «Я». По этой причине человек эгоцентричен и привязан к своему телу и к себе больше, чем к своим близким: жене, детям и друзьям. Когда человеку угрожает опасность, он прежде всего заботится о себе, а потом о других. Это естественно. Это значит, что больше всего он любит самого себя. После своего «Я» следующий по важности объект любви для человека — его материальное тело. Тот, кто ничего не знает о душе, очень привязан к своему телу, привязан до такой степени, что даже в старости стремится сохранить его искусственными способами, думая, что старое и больное тело можно спасти. Люди работают день и ночь, чтобы доставить удовольствие своему «Я», либо материальному, либо духовному. Мы привязаны к материальным вещам потому, что они доставляют удовольствие нашим чувствам и телу. Привязанность к телу объясняется только тем, что в нем находится наше «Я», или душа. Более развитый в духовном отношении человек понимает, что душа приносит радость потому, что является неотъемлемой частицей Кришны. В конечном счете именно Кришна приносит всем радость и привлекает всех. Он Сверхдуша всего сущего. Для того, чтобы дать нам это знание, Кришна приходит к нам и объясняет, что Он — тот, кто привлекает всех и все. То, что не исходит от Кришны, не может быть привлекательным.

Все привлекательное в материальном мире является таковым благодаря Кришне. Поэтому Кришну называют источником всей радости. Кришна — основа жизни всего сущего, поэтому возвышенные трансценденталисты видят все в неразрывной связи с Ним. В «Чайтанья-чаритамрите» говорится, что для маха-бхагаваты, преданного, достигшего высшей ступени совершенства, Кришна — основа жизни всех движущихся и неподвижных существ. Поэтому такой преданный видит, что все в материальном мире связано с Кришной. Те, кому посчастливилось обрести такое видение и для кого Кришна стал единственным приютом, уже получили освобождение. Они не находятся более в материальном мире. Это подтверждается в «Бхагавад-гите»: «Тот, кто посвятил себя преданному служению Кришне, уже достиг брахма-бхуты, духовного уровня». Само имя «Кришна» несет в себе идею благочестия и освобождения. Человек, нашедший приют у лотосоподобных стоп Кришны, восходит на корабль, который перевезет его через океан неведения. Для него безбрежный океан материального мира становится так же мал, как лужица воды в углублении, оставленном копытцем теленка. Кришна — приют всех великих душ и всех материальных миров. Для обладающего сознанием Кришны Вайкунтха, духовный мир, оказывается совсем близко. Он больше не живет в материальном мире, где нам на каждом шагу угрожает опасность».

«Источник вечного наслаждения», глава 14