Повернуться к Кришне или с чего начинается нама-бхаджан

«Шрила Прабхупада объясняет в комментарии, что сейчас в обусловленном состоянии душа забыла о своей истинной природе – слуги Кришны. И поэтому фокус его внимания сместился. Слуга сосредоточен на своем господине. Сосредоточенность его внимания позволяет ему служить. Но когда внимание обусловленной души смещается вовне, человек перестает быть слугой Кришны и становится слугой майи, внешней материальной энергии Кришны. По сути дела, это единственный выбор, который есть у души. В любом случае душа ничего не делает, душа слишком крошечна и непомощна для того, чтобы действительно что-то делать. Единственное, что может делать душа – это желать. И желает душа, либо наслаждаться фильмом, который проходит в ее уме, виртуальной реальностью материального мира, с которой она как бы взаимодействует. Либо развернуться на сто восемьдесят градусов, отвернуться от материальной энергии и сосредоточить свое внимание на Кришне. Но так как мы не можем сделать это сразу из-за долгой привычки. Эта долгая привычка по сути дела привела к тому, что мы стали оскорбителями, мы не верим в Кришну, мы отвернулись от Кришны. И когда мы слышим о том, что Кришна – Бог, имеет форму, подобную человеку, мы насмехаемся над Ним. Сам Кришна объясняет в девятой главе «Бхагавад-гиты», что такое отношение, которое здесь символизируют философы-майявади, не способные даже произнести имя Кришны, настолько глубоко они увязли в оскорблениях, приводит к формированию обусловленной природы живого существа со всеми ее анартхами. Кришна говорит, что, по сути дела, это пренебрежительное отношение к Богу, когда мы стали бахир-мукхами, отвернулись от Кришны, экстравертами, сосредоточились на внешней материальной энергии, приводит к появлению трех качеств в человеке. Ракшасим асурим чайва мохиним пракритим. Эта пракрити или природа обусловленного живого существа состоит из трех категорий качеств или трех видов анартх.

Ракшасимракшасы значит живые существа, склонные к жестокости, склонные причинять боль и страдание другим живым существам, и у нас у всех есть эта природа — желание причинить боль кому-то, отомстить, разгневаться на кого-то, уничтожить что-то, разрушить что-то; потому что, в конечном счете, гнев, боль, зависть к другим, это принцип, уничтожающий этот мир.

Асурим – это желание наслаждаться, безгранично наслаждаться, постоянно расширяя сферу своих наслаждений.

И, мохиним – запутанность, сбитость с толку, когда человек по сути не знает, что ему делать, когда он чувствует себя абсолютно потерянным и не понимает, что он вообще делает в материальном мире. Это все проявление, в конце концов, того, что мы отвернулись от Бога. И когда мы начинаем разворачиваться к Богу, то самое важное, что человеку нужно сделать в этот момент, так как у него сразу же нет какого-то опыта блаженства или счастья, доставляемого служением Богу, человеку очень важно хотя бы теоретически понять, что повторение Святого Имени, то есть само Имя Господа неотлично от Бога, и что это мой способ соприкоснуться с Богом и получить опыт. Как Шрила Прабхупада говорит: «Когда преданный начинает повторять Святое Имя, Святое Имя пляшет у него на языке, Сам Кришна появляется у него на языке». Эта вера помогает, в конце концов, устранить все анартхи. Эта вера является фундаментом для того, чтобы мы служили Святому Имени, для того, чтобы мы действительно могли заниматься нама-бхаджаном, чтобы наше повторение Святого Имени превращалось в служение, бхаджан, а не просто в какой-то механический ритуал с надеждой на то, что в конце концов этот механический ритуал сработает и произведет чудесные изменения в нашем сердце».

Е.С. Шрила Бхакти Вигьяна Госвами, лекция «Неотличие Святого Имени и Кришны», 09.10.2019