Риторический вопрос

«Предание себя и отказ от всякого счастья и удовлетворения чувств, символом чего и является Шримати Радхарани, пугает нас. Как мы сможем оставить все ради Кришны? Неужели таков итог развития сознания Кришны? А нельзя ли оставить хоть что-нибудь для себя? Мы пребываем во власти глупых представлений о том, что можно предаться Кришне и в то же время осуществлять свои желания и прихоти по удовлетворению чувств. В чистом преданном служении отсутствует удовлетворение чувств (анйабхилашита-шунйам), включая наслаждение умозрительными построениями и знанием ради знания. Прабхупада ясно пишет: «Преданный должен стремиться исключительно к удовлетворению Кришны, отбросив все личные мотивы, и это сделает его жизнь успешной». Он цитирует Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура, который говорит, что «преданного не интересуют его собственные счастье или страдания, он просто хочет, чтобы Кришна был счастлив, и ради этой цели занимается всевозможной деятельностью».

Мы задаем риторический вопрос: «Когда же наступит этот день, и я смогу ощутить нектар повторения Харе Кришна?». Действительно ли мы хотим знать ответ, задавая этот вопрос? Если да, то он содержится в данном стихе. Этот день наступит тогда, когда наше счастье будет заключаться в том, чтобы доставлять удовольствие Кришне. До тех пор, пока мы будем цепляться за сепаратистское умонастроение, считая, что наше счастье и счастье Кришны — разные вещи, мы не сможем познать нектар Святого Имени. Мы не сможем искренне взывать к Его Именам. Или же мы будем искренни, но нашей целью будет не чистая любовь к Кришне. В настоящий момент мы неспособны достичь этой чистой любви, однако Господь Чайтанья дал нам «Шикшаштаку», показав тем самым, к чему нужно стремиться и чего желать.

«Чистое преданное служение во Вриндаване подобно крупицам золота в реке Джамбу. Во Вриндаване полностью отсутствует личное чувственное удовлетворение. Чтобы представить эту чистую любовь в материальном мире, Шри Чайтанья Махапрабху написал предыдущий стих и объяснил его смысл» (Ч.ч., Антья, 20.62).

Господь Чайтанья написал эти восемь стихов «Шикшаштаки» ради просвещения людей, но в то же время Он Сам наслаждался их содержанием. Нам выпала удача познакомиться с «Шикшаштакой» в переводе Шрилы Прабхупады. Можно понять, какое значение он придавал этим молитвам, если поместил их в самом начале своего перевода «Шримад-Бхагаватам»».

Е.С. Сатсварупа дас Госвами, «Беседы о джапе»