Величие санкиртаны

«Ничто не может сравниться со Святым Именем Господа, и ничто не может его превзойти. Святое Имя Господа — это его высшее благословение миру. Оно приносит  благо  всякому,  кто служит ему посредством любого из чувств, — и неважно, заслуживает он этого или  нет. Поклоняться ему совсем нетрудно — для этого нужно лишь немного шевелить кончиком языка. Кроме того, Святое Имя са-раса, «исполнено расы«. Это выражение можно  истолковать  по-разному.

Са-раса может означать «очень мягкое», поскольку Святое Имя состоит из приятных на звук слогов. Другой вариант перевода — «состоящее из чистой духовной субстанции, сач-чид-ананды». Еще оно может значить, что Святое Имя сопровождают  все  возможные  духовные  взаимоотношения, девять рас во главе со шрингарой (мадхурья-расой). Когда преданный повторяет Святые Имена чисто, эта према-раса проявляется во всем своем многообразии, как в настроении разлуки (вираха), так и в настроении встречи (санга). Также раса может означать «влечение к Кришне» (рагу), которое преданные, совершая санкиртану, будут неизбежно чувствовать, ибо Святые Имена очень скоро пробудят в их сердцах кришна-прему. Иначе говоря санкиртана Господа побуждает Его слуг и всех остальных развить в своем сердце привязанность к Богу.

Также слово раса означает «особая сила» (вирья-вишеша). Повторение Святых Имен крайне могущественно. Еще одно его значение — «исключительное качество» (гуна-вишеша). В данном контексте это означает, что нама-санкиртана обладает способностью освобождать даже самых падших в мире. Кроме того, слово раса можно перевести как «необыкновенное счастье» (сукха- вишеша). Харинама — это самое средоточие всего счастья. Также оно может значить «неповторимая сладость» (мадхурья-вишеша)».

«Шри Брихад-Бхагаватамрита», глава 3, текст 184, комм.